Клан, «Мышь» выросла в кукловода — как поживает вице-губернатор

Статьи

Превращения простой чиновничьей семьи в мощный коррупционный клан. «Коррупция – главная отрасль хозяйства Кубани. Ну погнали по порядку…

История развивается по спирали. Не только история побед и свершений.

Коррупционные истории тоже.

Знакомство со славной биографией нынешнего вице-губернатора Краснодарского края Анатолия Владимировича Вороновского создает полное ощущение того, что историческая спираль, стартовав в 30-годах прошлого столетия, почти один в один повторила в 2019-м историю героя романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко.

Как раз в лице скромного вице-губернатора. Ремейк, как бы сказали, любители кино.

«Золотого теленка» переснимали уже не раз. Вот зачем, спрашивается, толочь в ступе воду вековой давности, когда у нас есть и вполне современные герои?

Но что бы там не говорили, а классика вечна. Поэтому попробуем написать новый сценарий старого сюжета.

Внешность: мышонок

Когда Остап Бендер зашел в контору, где работал подпольный миллионер Корейко, он первым делом попытался определить, кто же из сотрудников тайный миллионер.

Предположения были самыми разнообразными. Но великий комбинатор ошибся. Он и предположить не мог, что отъявленный жулик – это тот самый «серый мышонок».

Анатолия Владимировича Вороновского тоже яркой личностью не назовешь. Родился… женился… окончил военное училище… служил. Потом работал начальником отдела ГО и ЧС администрации Усть-Лабинского района, подиректорствовал в ООО «Торговый дом ВВЗ Майкопский».

Потом Анатолий Владимирович сумел попасть в чиновничью обойму. Успел поработать главой Усть-Лабинска, главой Староминского, а затем Усть-Лабинского районов.

Итог всех этих проб – полное разочарование бывшего кубанского губернатора, который поначалу предположил, что уж боевой-то офицер справится с порученным.

Но каждый раз Анатолий Владимирович особо и не старался справляться.

Потому что стали появляться задачи и поважнее. Точнее не «задачи», а задача – работа над повышением уровня жизни… себя.

Поначалу Анатолий Владимирович было сунулся с переговорами по этому поводу к ряду крупных кубанских бизнесменов, обещая полнейшую поддержку на вверенных территориях за определенный финансовый интерес.

Предложение никого не заинтересовало.

А поэтому надо было дело брать в свои руки. Поначалу, конечно, требовались надежные помощники. Свои Шуры Балагановы и Паниковские.

Своих союзников по всем славным будущим делам Анатолий Владимирович заполучил при минимальных усилиях.

Действуя по заветам Остапа Бендера: спаси какого-то мелкого чиновника от тюрьмы — и он твой должник навсегда.

Тут как раз подвернулся коррупционный скандал, связанный с замглавы Усть-Лабинского района Андреем Ивановичем Московченко.

И хотя сам он был в ближнем круге криминального авторитета Вадика Краснодарского (вор в законе Вадим Иваненко, убит в 2015 году), в тюрьму ему все же совсем не хотелось.

Вороновский благодаря своим связям зама спас. И получил преданного на все времена подопечного.

После развала дела Вороновский перевел Московченко на должность советника главы.

Новый статус позволял решать разнообразные щекотливые вопросы и не нести при этом никакой ответственности.

Самым главным вопросом, понятно, стала добыча денег.

Ведь, если взглянуть на тогдашние «коммерческие успехи» Вороновского, то они весьма скромны.

Ни о каком масштабном бизнесе речи нет и в помине.

В распоряжении семьи – машина «Тойота Камри», пара квартир по 60 квадратных метров на улице Гагарина в Усть-Лабинске и рядом земельный участок в 5,5 соток (как сказано в документах, «для размещения магазина общей площадью более 100 кв. м и иных объектов по оказанию услуг и обслуживанию населения»).

Жена – Елена Васильевна еще в 2008-м работала ведущим специалистом учетно-расчетного отдела той же администрации Усть-Лабинского района, где начальником был ее муж.

В общем, доходы по Усть-Лабинским меркам, может, и чуть выше среднего, но если мерить все нормами кубанского чиновничества, то Вороновский вполне попадал под определение «бедность».

А хотелось денег «на блюдечке с голубой каемочкой».

✔️ Одним из первых важнейших коммерческих поручений Московченко стала реализация проекта коттеджного строительства в… Горячем Ключе.

Там с 2012 по 2014 год преданейший советник активно занялся оформлением и реализацией земельных участков.

Самому Анатолию Владимировичу Вороновскому в этом бизнесе принадлежала (через подставных лиц) определенная часть активов.

Частично эта деятельность осуществлялась через ООО «Водник».

Любопытная контора, созданная при «Кубаньмелиоводхозе», где в то время ударно трудился будущий соратник Вороновского Евгений Викторович НикОгда.

При «Кубаньмелиоводхозе» было создано ООО «Водник», в задачи которого как раз входили руслоочистительные и руслоукрепительные работы.

В Усть-Лабинске предприятие «Водник» удачно поучаствовало в любимой кубанской коррупционной забаве под названием «углубление дна и берегоукрепление».

Преодолевая последствия случающихся в последние годы кубанских наводнений, чиновники давно уяснили, что подобные работы не просто дно, а золотое дно.

Потому что ни один проверяющий не определит, насколько русло реки было вычищено и сколько грунта уложено в тело необходимых дамб.

А на любое подозрение ответом будет: «А был паводок, а был шторм, а сошел смерч»… Вот и «нанесло и вновь разрушило».

Открывателем этой технологии вполне можно считать именно Анатолия Владимировича Вороновского. Будучи главой Усть-Лабинского района, Вороновский организовывал контракты для «Водника».

А определял объемы работ и их же потом принимал Е. В. Никогда.

Вот только те самые руслоочистительные и руслоукрепительные работы за счет средств бюджета района и города не проводились.

И куда шли бюджетные деньги? На горячеключевские земли под коттеджи? На стройку дома самого Анатолия Владимировича? Или еще на какие, крайне важные, но не имеющие ни малейшего отношения к решению проблем района задачи?

А район-то считался «бедным», а вот поди ж ты, огромных 53 миллиона взял и выделил на дно реки, которое сразу же стало золотым. Концы в воду, гроши – по карманам.

✔️ В 2016 году Евгений Викторович Никогда был всего лишь ведущим инженером ФБГУ «Управление «Кубаньмелиоводхоза».

И даже пару лет назад Евгений Викторович вел скромную жизнь пенсионера, счастливого обладателя дачного участка и целых двух автомобилей: ВАЗ-2109 и ВАЗ-2121 «Нива».

Правда, у него было одно несомненное преимущество перед остальными кандидатами на «должность»: жена Евгения Викторовича Ольга Ивановна – самая родная сестра Андрея Ивановича Московченко.

В деятельности «Водника» она также принимала активное участие. «Ох уж, эти бабы….».

На ответственный пост одного из краевых управлений был назначен свояк Анатолия Владимировича (их жены – сестры).

Губернатор Кондратьев, оценив возможности таких родственных связей, начал возвышать Вороновского, явно рассчитывая на дружбу и с новым руководителем госструктуры, главный девиз которой — «холодная голова, горячее сердце и чистые руки».

✔️ В 2015-м Анатолий Владимирович привлекается на работу в администрацию края.

Карьера стремительная: заместитель руководителя департамента транспорта краевой администрации, тут же — руководитель департамента.

✔️ В 2016-м Вороновский — министр транспорта и дорожного хозяйства.

✔️ С 2017-го — вице-губернатор, курирующий вопросы транспорта и ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, а также департамент цен и тарифов и жилищную инспекцию края.

Молниеносная карьера Вороновского, если перевести на военный лад, это как за неделю от прапорщика дослужиться до генерала.

И если немецкого инженера из «Золотого теленка» удивлял такой подход к организации работы, то для Анатолия Владимировича Вороновского именно этот стиль стал нормой.

Вице-губернатор кабинет свой жаловал не часто: то охота, то больничный, то отпуск, то друзья.

Он стал самой непубличной фигурой краевой администрации.

Даже обожающие прогибаться под разнообразных краевых чиновников подконтрольные кубанские СМИ, и то телерепортажи о знаковых событиях с Вороновским выдавали очень редко.

Один раз он под камеру открыл школьную котельную, другой — еще какую-то задвижку. И все.

Зато в непубличной, скрытой от посторонних глаз, деятельности Анатолий Владимирович оказался очень даже прытким.

И активность эта была определена ростом бюджетных ассигнований края, выделяемых на дорожное строительство.

✔️ Так, в 2017-м, 2018-м годах рост расходов на дорожное строительство увеличился на 35 процентов и составил 7,3 миллиардов рублей.

Это для краевого бюджета беспрецедентный факт: ни одна другая статья не выросла подобным образом.

Ради этого ущемлялось финансирование других сфер: образования, культуры, соцзащиты, общественных и некоммерческих организаций и прочих.

Пригодилась схема золотого дна, использованная в Усть-Лабинске.

Тенденция закрепления повышенных объемов финансирования дорожных фондов в размере около 28 миллиардов рублей сохраняется, заметим, и на плановый период 2020-2021 гг. Такие деньги, да мимо кассы!

Вместе с тем было понятно, что организация фирмочки типа «Водника» в этом деле не прокатит.

Другие деньги – другой уровень проверок!

Тем более, дороги как один из нацпроектов — на президентском контроле. Так ведь и сесть можно. И надолго. Но решение оказалось очевидным: нужно просто подмять под себя пару уже существующих дорожных предприятий, и поставить во главе «подставного» начальника. Который, случись что, и пойдет по уголовке…

Сразу же после старта нацпроекта список «привилегированных» компаний, то есть, допущенных к заключению крупных государственных контрактов, пополняется двумя новыми юридическими лицами: ООО «Усть-Лабинское ДРСУ» и ООО «Краснодаравтодорпроект».

В обоих обществах к тому времени уже верховодил бедный 68-летний пенсионер Евгений Викторович, зицпредседатель Никогда.

Как он из дачника с «Жигулями» скакнул в виднейшие кубанские бизнесмены? А для Никогды ничего невозможного нет!

Вот если бы мы писали протокол, то сухо бы отметили: «Анализ причин, способствовавших «экономическому рывку» двух краевых компаний – ООО «Усть-Лабинское ДРСУ» (УЛ ДРСУ) и «ООО «Краснодаравтодорпроект» (КАДП) свидетельствует о планомерной, целенаправленной и согласованной деятельности двух ключевых заинтересованных лиц – Вороновского А. В. И Московченко А. И., имеющих целью создать собственный теневой бизнес всерьез и надолго».

Но если простыми словами, то смена собственников (а отжатие УЛ ДРСУ и КАДП происходило по сходной схеме) вначале владельцам бизнеса обрисовывалась как схема расчета за переуступку.

Тут все просто. Ни Вороновский, ни Московченко, ни уж тем более зицпредседатель Никогда из своих карманов, понятно, ничего доставать не собирались.

Расчет должен был происходить так: предприятиям перед сделкой по смене хозяев обеспечивалась победа в тендерах по госзаказам на весьма приличные суммы, в разы превышающие их обычный «потолок».

Ну, а затем собственники переуступали свои доли Никогде.

С «Краснодаравтодорпроектом» данная схема прошла как по маслу.

✔️ В 2016-м у проектной конторы было госзаказов всего на 3 миллиона рублей.

✔️ Зато уже в 2017-м — 13 заказов на сумму 91,5 млн! Неплохой расчет за счет бюджета. Впрочем, знали бы отошедшие от дел собственники проектной организации, что обновленный КАДП получит в 2018-м госзаказов уже на 407 (!) миллионов рублей, может, и поторговались бы подороже.

✔️ Более точная сумма госконтрактов в 2018-м — 407 016 816 руб. (по информации СПАРК), в том числе по договорам с кубанским минтрансом – 247, 7 млн. руб., то есть из краевого бюджета.

Кстати, очень интересен и список участников отлично «подготовленных» Вороновским тендеров, где в 2018-м побеждал «Краснодаравтодорпроект».

Это часто совершенно непрофильные по отношению к предмету торгов предприятия.

Пример: во время проведения процедуры закупки «Разработка рабочей документации на устройство и ремонт остановочных пунктов», соперником подшефной конторы Вороновского заявилось «ООО «Мастер-сервис», являющиеся поставщиком… запасных частей для систем кондиционирования.

И кто же, интересно, победил в дорожном тендере: дорожники или мастера закачки фреона в медные трубки? Без вариантов!

Коллектив «Краснодаравтодорпроекта», согласно штатному расписанию, на тот момент состоял аж из целых двух сотрудников (по данным Пенсионного фонда России)!

Курируемое вице-губернатором Вороновским министерство транспорта Краснодарского края всячески способствовало выигрышу на тендерах по госзаказам именно этой «могучей» конторки, где просто не было сотрудников.

ООО «Краснодаравтодорпроект» на тендерах «подыгрывали» в том числе и крупные проектные организации ООО «Центр-Проект», ООО «Инжпроектстрой», которые не предоставляли документы о своем реальном опыте и квалификации и преднамеренно завышали ценовые предложения.

То есть компании намеренно демонстрировали нежелание выиграть конкурсы, уступая победы КАДП.

Ну а иногородних участников торгов, которые еще и осмелились дать более дешевые предложения, просто «сливали» под различными поводами, чтобы не мешали победам «своих».

Кажется, всем было очевидно, что предприятие зицпредседателя Никогды фиктивное и самостоятельной деятельности не ведет, передавая полученные заказы на субподряд с выводом бюджетных средств в теневой оборот.

Но кто бы посмел об этом сказать, когда все прекрасно осведомлены, кому здесь принадлежит фактический контроль.

✔️ А вот и последняя новость: чтобы по ходу проверок не возникало вопросов, как эти два человека работают с такими объемами, численность конторки недавно была увеличена до пары десятков сотрудников.

А вот со взятием под контроль «Усть-Лабинского ДРСУ» вышла нелепая заминка.

Это дорожное предприятие было фактически структурным подразделением одного из крупнейших в крае Красноармейского ДРСУ.

Два юрлица – два дорожных предприятия, одни и те же владельцы.

Учредители красноармейской и усть-лабинской дорожных фирм отказались подвинуться в пользу Никогды. Бунт на корабле, конечно же, должен быть подавлен.

Чтобы у владельцев Красноармейского и Усть-Лабинского ДРСУ не возникало сомнений в решительности намерений Анатолия Владимировича, в 2017-м году Усть-Лабинское ДРСУ было Вороновским фактически отрезано от бюджетного финансирования.

С Минтрансом Краснодарского края было заключено всего два контракта на сумму… 10,2 миллионов рублей. Это при том, что обычно на дороги района шло от 200-300 миллионов рублей.

Владельцам предприятия просто дали понять: еще год такого повышенного «внимания» со стороны Анатолия Владимировича, и Усть-Лабинское ДРСУ можно было объявлять банкротом.

Поэтому выслушав «заманчивое предложение», о переуступке 50-процентной доли активному пенсионеру, красноармейцы с ним согласились.

Было очевидно: вице-губернатор ситуацию в любом случае дожмет.

И если учредители–красноармейцы не поняли бы «усть-лабинского намека», то на следующий год участь проигрывать все тендеры ждала и само Красноармейское ДРСУ.

В наказание за своевольность, красноармейцам не стали даже на «прощание» устраивать масштабные победы на тендерах в качестве расчета за переуступку доли.

На этот раз пенсионер-мелиоратор Никогда рассчитался лично. Выложив 6 966 650 рублей (откуда деньги, Зин?), скромный, престарелый и малозаметный дачник становится соучредителем ООО «Усть-Лабинское ДРСУ» с долей 50% в уставном капитале.

Это при том, что реальная стоимость доли оценивается минимум в десять раз дороже.

Естественно, что при столь могучем соучредителе, как обладатель «Жигулей» — «девятки», предприятие было обречено на мощнейший экономический скачок.

Если кто-то увидел в этих словах иронию, то скажу так: зря. Речь о серьезном прорыве.

✔️ Уже в мае 2018-го и Красноармейское и Усть-Лабинское дорожные предприятия получили доступ к контрактам краевого Минтранса.

Особенно впечатлил рост именно Усть-Лабинского ДРСУ.

Если в 2017-м, напомним, предприятию досталось всего 10, 2 миллиона рублей, то в 2018-м — только по госконтрактам министерства транспорта Краснодарского края сумма взлетела до ОДНОГО МИЛЛИАРДА ТРЕХСОТ МИЛЛИОНОВ рублей!

А суммарно (вместе с контрактами, заключенными с НАО «ДСУ-1», ФКУ УПРОДОР «Черноморье», администрациями Усть-Лабинского, Туапсинского, Кореновского городского и ряда сельских поселений (которые тоже заключались при непосредственном кураторстве Вороновского) общая сумма контрактов составила 1 551 116 970 рублей.

То есть более 1,5 миллиардов! Согласитесь, неплохой рост в 150 раз по сравнению с предыдущим годом! Вот что значит профессиональное мастерство престарелого менеджера!

А перспективы так вообще заоблачны, учитывая, что краевой дорожный бюджет на этот год запланирован на уровне в почти 30 миллиардов рублей.

Плюс средства нацпроекта, плюс перспективные сотнемиллиардные проекты по обустройству платных трасс, плюс трасса Джубга-Сочи.

Чтобы полностью гарантировать себя от возможной «левизны» подельников, Анатолий Владимирович Вороновский направляет в начале 2019-го для «практики» в бухгалтерию Усть-Лабинского ДРСУ свою жену – Елену Васильевну (по образованию она тоже экономист).

И хотя проработала Елена Вороновская там всего-то три месяца (и то без официального оформления), но разобравшись с документацией, фактически взяла контроль над всеми финансовыми потоками, организуемыми мужем, в свои руки.

Подельники они и есть подельники: доверия не заслуживают.

Доверчивость – это вообще не из криминального мира. Жена, соратник и финансист в одном лице – другое дело.

Поэтому люди, прекрасно знающие совладельца дорожного бизнеса Е. В. Никогду, не удивляются тому факту, что его семья все еще ведет весьма скромный образ жизни.

Это понятно: не пенсионер Никогда рулит миллиардами дорожных фирм.

Его сделали лишь формальных владельцем таковых. Ну, и на тот случай, если ВДРУГ кому-то все же надо будет «сесть».

Большие деньги требуют тишины. Особенно, когда они достаются не тебе, а твоим «кураторам».

Также большие деньги требуют «научного подхода» в их распределении.

Вообще, координацией деятельности дорожных предприятий края долгие годы занимался «Союз дорожников Кубани».

В уставе Союза прописаны пункты даже по социальным задачам, типа помощи больным или бедным.

Но мы же понимаем, что это всего лишь прикрытие, а по сути Союз – это общественная конторка, этакий междусобойчик.

И вдруг с подачи Вороновского появляется полностью дублирующий задачи Союза Фонд содействия строительству объектов социально-культурного значения «Моя Кубань», который возглавил, естественно, Московченко А.И.

«Кто ж более матери-истории ценен?». В чем необходимость этой структуры, если ее цели с Союзом полностью совпадают? И даже состав руководителей одинаков (Московченко в Фонде – руководитель, а в Союзе – зам).

Ну да, на первый взгляд, мираж. Но наличие «карманной» общественной структуры позволило Вороновскому не только создать центр формирования финансовых средств, но также на подконтрольной площадке вырабатывать актуальную повестку дня, оценивать расстановку сил, учитывать роль и запросы различных центров влияния и пр.

То есть Фонд используется Вороновским А. В. не только как финансовый механизм, но также как индикатор настроений в сообществе и один из инструментов управления.

Упорно идут разговоры и о том, что в следующем году Фонду «Моя Кубань» будет поручено и еще одно важное дело – формирование бюджета предстоящих на Кубани выборов.

Незатратно для кандидатов в Краснодарском крае проходят разве что выборы поселенческих депутатов на каких-то хилых хуторах.

А так, на все вполне определенная «такса».

А уж губернаторские выборы 2020 по своему бюджету явно перевалят миллиарда за полтора.

Надо же будет радовать избирателей цветастыми, хоть и, как всегда, невыполнимыми, обещаниями на сотнях бигбордов вдоль дорог, телевизионными репортажами о свершениях и даже почти художественными фильмами о нелегкой судьбе кандидата Вениамина, вышибающими слезу.

Куда ж нам без слезы-то?

Работы ждут наемники-агитаторы, типографии, УИКи, ТИКи и особенно учительницы — члены этих комиссий.

И ведь всем придется платить. За месяц выборной кампании необходимых сумм явно не собрать. Нужны «координационные центры», которые взяли бы на себя наполнение предвыборных «кошельков».

В крае сегодня, несмотря на бесконечные рассказы о невероятных экономических успехах, денег у бизнеса или маловато, или вовсе нет.

Дорожники здесь, пожалуй, одно из немногих исключений.

Создав практически клуб по интересам «Моя Кубань» и введя в Союз дорожников региона доверенных лиц, Анатолий Владимирович рассчитывает сохранить и приумножить дорожную часть своего «теневого холдинга».

Но дороги дорогами, которые, как известно, «пыль да туман», а кушать хочется всегда, и он принимает решение об активной «накачке» мощностей своего сельхозбизнеса.

Стартовая площадка для этого в Усть-Лабинском районе есть.

В фактическом распоряжении Вороновского одно небольшое хозяйство ООО «Транссельхозсервис». Хотя официальные владельцы бизнеса – И. В. Ершов и Елена Юрьевна Московченко.

Ну да, жена Андрея Ивановича. Ну да, подставная фигура. Но «все в семью»…

Земли у ООО «Транссельхозсервис» по кубанским меркам не так много – 3000 га. Есть фермеры, у которых и побольше.

Да и к тому же, если посмотреть на финансовые документы предприятия, то картина вырисовывается тоже любопытная.

Предприятие ООО «Транссельхозсервис» практически не имеет основных фондов. Отсутствует парк почвообрабатывающей и уборочной техники. Предприятие не располагает складскими помещениями, предназначенными для хранения удобрений, средств защиты растений.

Семена, химию выделяет одно сельхозпредприятие, технику для вспашки земли – другое.

Основные спонсоры сельхозвладений Вороновского – СПК «Родина» (директор – депутат райсовета В.А. Кушу) и ФБГУ «Племзавод «Ладожский» (директор – депутат райсовета В.А. Фискевич).

В прошлом году ООО «Транссельхозсервис» получило чистенький доход в размере 12 миллионов рублей. Но такой же чистенькой осталась и декларация Вороновского: эти деньги в ней не отразились.

То есть получается, что вся связанная с данными предприятиями деятельность, возможно, является скрытой взяткой со стороны названных «спонсоров» фактическому владельцу ООО Вороновскому А. В.

Любопытный стиль взяток усть-лабинского дона Карлеоне: «борзыми щенками» в виде убирающих урожай комбайнов или в виде побед на тендерах по госзаказам.

Но опять-таки понятно, что, лишившись вице-губернаторства, Вороновский лишится и этих подношений «борзыми щенками».

А значит, надо заканчивать с этой сельхозфилантропией и переходить к отжатию «под себя» родного Усть-Лабинского района.

Начало боевых действий могло быть омрачено тем, что во главе района в начале 2019-го года стоял абсолютно неподконтрольный Вороновскому руководитель – Николай Артющенко.

Требовалась серьезная «артподготовка», чтобы «выбить» его с территории, предназначенной для захвата.

И она блестяще была проведена губернатором Краснодарского края во время рождественского визита в Усть-Лабинский район.

В вину главе района было в частности поставлено то, что он «расселил сирот в домах для зэков».

Кто бы сказал Вениамину Ивановичу, что в дома для зэков попадают исключительно по приговорам суда, а не по федеральной программе предоставления жилья детям-сиротам.

«Серая мышь» выросла в кукловода, который даже демонстративно не приехал на публичный разнос.

А зачем? Еще накануне он накачал негативом губернатора.

Мавр сделал свое дело, мавр может не присутствовать. Кондратьев, доведенный до бешенства, блестяще сыграл роль марионетки.

В итоге главу района все же сняли.

Дорога для начала действий Вороновского была расчищена, и зеленый свет дан: необходимые документы по выводу земель сельхозназначения под предприятие, подконтрольное Вороновскому, сегодня вовсю готовит и. о. управделами администрации района В. Е. Марчук.

И в целом район в ближайшем будущем должен стать персональным владением Анатолий Владимировича.

Во всяком случае команда под эту цель уже готова.

В нее вливаются и имеющие различные собственные интересы бывшие главы районной администрации И. Мячин и К.Горовой (чья жена сегодня работает в администрации района), нынешний исполняющий обязанности главы района А. Гедзь, бывший депутат ЗСК, а ныне поставленный Вороновским советником и. о. главы района И. Бондаренко.

Депутаты горсовета, которые сегодня вновь в числе кандидатов: А. Руденко, В. Терешок, М. Рабинович, Г. Кострова, С. Стрельцов, и пара кандидатов в депутаты — «сынки»: сын бывшего главы города Анпилогова А. Касьянов и сын Бондаренко – А. Бондаренко.

Все они, кстати, в числе победителей праймериз, которые проводила «Единая Россия».

В преддверии выборов поселенческих глав и депутатов, которые пройдут 8 сентября, список победителей Вороновский составлял лично.

Коррупционный бронепоезд стоит уже не на запасном, а на основном пути.

В планах после того, как будут подмяты все «свободные земли» района, начать отжим действующих сельхозпредприятий.

Собственно, для этих целей и формируется сейчас Вороновским новая административно-депутатско-кумовская структура.

Которая до сегодняшнего дня, надо сказать, действовала весьма эффективно.

Чтобы соратники не сомневались в намерениях Анатолия Владимировича стать единоличным хозяином района, Вороновский активно строится.

В станице Кирпильской несколько месяцев гремела техника. Экскаваторы углубляли дно речки Кирпили, создавая лодочную марину и пляжи.

Миксеры возили бетон, каменщики возводили хоромы, и всяческое подсобное.

Из воды поднялся причал. Понятно, что все это делал не сам Анатолий Владимирович, а его юный, но не по годам талантливый сын Антон.

Молодой менеджер и технократ 28 лет от роду.

На сына, собственно, гектары берега вместе с новенькими постройками и записаны.

Так, появилось Кирпили-пати (вечеринка, попойка, пирушка, званый вечер)– место, куда вход открыт только для избранных, своих в доску.

Удивляет одно: почему все эти схемы до сих пор не привлекли внимание соответствующих органов?

Так сложно добыть материалы?

Да, нет. Практически все – в открытом доступе.

Сделать единственно возможные выводы после прочтения сотен страниц документов? Тоже вроде бы не сложно.

Возможная причина отсутствия интереса к деятельности высокопоставленных кубанских коррупционеров – принципиальная позиция в этом вопросе губернатора Краснодарского края Вениамина Ивановича Кондратьева.

Процитируем одно из его мудрых высказываний.

«Человек — он же слаб. Сложно быть у колодца и не напиться. Не каждый может выдержать этого момента, когда мимо него идут потоки. А сегодня у нас десятками, сотнями миллионов идет поддержка районов. Вот и найди в себе силы, чтобы все-таки хоть маленький ручеек не отвести. Попробуй стать на их место и не удержаться. Это должен быть особый внутренний стержень. Где найти таких людей?» (из интервью В.И. Кондратьева журналистам краевых СМИ. 24.12.2018).

И знаете, наверное, я тут соглашусь с Вениамином Ивановичем. При нем коррупция, как явление, наверное, действительно перестает существовать.

Потому что явление подразумевает что-то разовое.

Лунное затмение там или грозу. Кубанскую коррупцию называть явлением абсолютно не верно: при Кондратьеве она уже давно стала полноценной отраслью.

И пример тому — не только миллиардные схемы его заместителя Вороновского. Чуть порыться — и выяснится, что в этой отрасли задействованы и другие «лучшие административные силы края» из его ближайшего окружения.

Продолжение последует? Увидим…